Как и почему лгут дети? Психология детской лжи

Детская ложь – явление очень распространенная, и мало кто из нас знает, как к этому явлению правильно относиться. Книга «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи» целиком и полностью посвящена этой проблеме и, безусловно, поможет мамам и папам понять своего ребенка.

Сегодня на sympaty.net мы попытаемся понять подростка, который лжет своим родителям.

Глава 4. Почему лгут подростки?

Если у малышей ложь положительно связана с интелВлектом и отражает его развитие, у младших школьниВков свидетельствует об особой направленности интеллекта, то у подростков ложь, напротив, более вероятна при низВком, а не высоком интеллекте. При этом подростки, безусловно, лгут более искусно, чем дети младшего возраста. Они уже могут предугадать возможные вопросы родителей и подготовить на них приемлемые ответы.

С возрастом человек все более понимает ценность доверия, может лучше прогнозировать результаты своих поступков, а потому ложь подростка чаще отражает неблагополуВчие в семье, чем ложь в более раннем возрасте, когда она может являться частью изучения ребенком ближайшего окружения и исследования границ собственных возможВностей.

Ложь подростка свидетельствует о том, что в силу некоВторых обстоятельств он не дорожит чувством интимности (возможно, такового просто нет в семье), хотя, в отличие от детей младшего возраста, хорошо понимает, что это таВкое. Но это не значит, что подростки не будут лгать, если с родителями сложились хорошие отношения. Иногда они настолько любят родителей и так боятся их огорчить, что сами загоняют себя в угол ложью. Как часто будет повторяться ложь зависит от многих обстоятельств, в том числе и от страха сына или дочери потерять любовь и доВверие горячо любимых родителей, а также от полного отсутствия стремления восстановить доверие. В любом случае, последствия лжи в этом возрасте более серьезны, чем в более ранний период жизни человека.

Подростки отличаются от детей более младшего возраста принципиально иным уровнем понимания событий внешВнего мира. У подростка появляется формальное мышлеВние, то есть способность мыслить сложными категориями и соотносить события с контекстом, в котором они происВходят. В этом возрасте большинство из них узнает, что истина не является абсолютной, что знания достоверны лишь в определенной степени, что со временем ученые найдут новые факты, которые могут опровергнуть слоВжившуюся картину мира. У большинства подростков это знание ведет к переосмыслению всей картины мира. Они пытаются разрешить дилемму: <Если нельзя отличить правду ото лжи, если нельзя быть уверенным в том, кто прав, а кто виноват, тогда возможен ли вообще правильВный выбор?>

В зависимости от прежнего опыта и возможности искренВнего общения с родителями они могут приходить к принВципиально разным выводам. Например, не умея выбирать между разными позициями, они всем точкам зрения могут придавать равное значение. Как следствие, подростки теВряют уважение к авторитету и, прежде всего, подвергают сомнению правильность суждений родителей. По этой же причине в действиях подростков появляется импульсивВность - ведь нет смысла обдумывать ситуацию, если все действия одинаково верны. Они предпочитают интуицию логике, однако интуиция их подводит, потому что точность ее определяется опытом, которого у подростков еще недоВстаточно.

Они ориентируются на мнение сверстников, считая их групповое суждение более значимым, чем взгляды и заВмечания родителей. При этом подростки в одинаковой степени могут не выполнять требования как родителей, так и группы ровесников. Это объясняется тем, что, предъВявляя высокие требования к окружающим, к себе они их пока не применяют.

Все это ведет к тому, что подростки разделяют точку зрения случайного лидера значимой для них группы сверстников, и эти взгляды на некоторое время становятся ориентиВром в планировании собственных действий. Внутри такой группы подростки часто освобождают себя от ответственВности выносить самостоятельные суждения, подчиняясь мнению большинства. Чем авторитарнее лидер, чем исВкуснее эксплуатирует он высшие человеческие ценности, тем проще подросток вливается в такую группу. Именно поэтому секты в своих действиях ориентируются именно на подростков, причем не просто подростков, но одиноких и несчастных.

Возможна и другая ситуация, когда, уверившись в том, что между добром и злом нет различий, подростки примыкают к группе, пробующей те или иные противоправные дейВствия, связанные с жестокостью и насилием.

И, наконец, не имея ориентиров и методов разрешения проблем, подростки прибегают к химическим средствам, изменяющим сознание. Выбор конкретных средств опредеВляется местом проживания подростка и количеством денег на карманные расходы. Чем меньше денег, тем выше вероВятность употребления алкоголя, чем их больше, тем выше вероятность применения наркотиков.

Наши собственные исследования показали, что по пути химического изменения сознания идут подростки с самой простой личностной структурой.

Первый опыт употребления наркотика сопровождается удивительно приятным состоянием возбуждения и предвкушением долгожданного счастья, оставляющим неизгладимый след в душе подростка, на которого со всех сторон обрушиваются кажущиеся неразрешимыми проблемы. Возникает понимание того, что есть доступные способы получения удовольствия, отодвигающие на задний план привычные тяготы жизни. Такое понимание надежно фиксируется в сознании и уже не подвергается сомнению при восприятии любых самых очевидных знаний о поВследствиях такого поведения. Это объясняется тем, что состояние удовольствия переживается реально и интенсивВно, а о негативных последствиях становится известно из чужого опыта, на котором практически не учится ни один человек. Именно яркое, позитивное состояние удовольВствия, возникающее у подростка, не имеющего душевных сил для борьбы и навыков преодоления трудностей, ведет к возникновению зависимого поведения.

Неумение преодолевать трудности формирует специфичеВские механизмы защиты от неприятных последствий своеВго поведения. Чаще всего таким последствием становится безответственность, поскольку выполнение обязательств требует длительной и упорной работы, тогда как зависиВмый подросток не способен и не желает переносить какие бы то ни было трудности.

Чтобы оправдать себя, зависимые подростки предпочитаВют лгать, а не сообщать горькую правду. Они поступают так потому, что успокаивают прежде всего себя. Через какое-то время ложь становится привычкой, рождается сама собой и не контролируется сознательно. Этим они вовлекают в ложь своих близких, которым лгут слишком искренне (поскольку сами уверены в своей лжи), теперь уже и близкие становятся соучастниками поддержания опасных привычек.

Потребность в искусственном изменении состояния возникает у зависимого подростка при появлении любого затруднения и, безусловно, в экстремальных ситуациях. Состояние человека, подвергающегося сверхсильному воздействию, называется стрессом. Таким образом, одним из существенных отличий зависимого подростка является его неспособность переживать стресс.

Для описания умения человека преодолевать препятствия Р. С. Лазарус ввел понятие <копинг>. Английское слово coping означает способность разрешать трудные ситуаВции, овладевать ими. Напряженные моменты являются неотъемлемой составляющей современной жизни, и то, как подросток научился справляться с ними, в большой мере предопределяет его адаптивный потенциал.

При возникновении экстремальной ситуации люди либо принимают ее и пытаются выйти из создавшегося полоВжения, либо все силы направляют на то, чтобы оттянуть время в надежде, что все само собой образуется. В соответВствии с этим поведением выделяют два типа копинга.

Проблемно-центрированный копинг проявляется в том, что подросток предпринимает разнообразные попытки решить возникшую у него проблему и тем самым выйти из стресса. Противоположным является эмоцио-центрированный копинг, при котором подросток полностью погружается в свои эмоции и не пытается вырваться из сиВтуации, приведшей к стрессу. Такие люди часто сетуют на судьбу, которая обрушила на них тяжелые обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы. Если первый тип поведения ведет к более быстрому выходу из сложных обстоятельств, то второй порождает манипулирование окружающими с целью вовлечь их в судьбу пострадавшеВго. Для этого подростки часто прибегают к системе лжи.

Но не все определяется психологическими особенностями подростка. Если отношения в семье приводят к тому, что подростка наказывают при совершении им любых негативВных действий, то возможно формирование у него состояВния выученной беспомощности. В этом случае подросток утрачивает инициативность и интерес к жизни и пассивно следует указаниям взрослых.

Он обучается тому, что любое его действие не помогает в разрешении трудностей, а лишь отсрочивает наказаВние.

Итак, можно выделить четыре психологических умения, обладая которыми, подростки никогда не встанут на путь зависимости от химического вещества. К этим умениям относятся: умение отвечать за свои поступки, умение труВдиться, умение преодолевать трудности и ждать. Если родители привили детям эти качества в раннем возрасте, то могут не опасаться серьезных проблем в подростковом. Более того, наказания в семье за проступок не должны быть сильными и неотвратимыми, чтобы не сформировать у подростка выученную беспомощность. Именно в этот период все просчеты раннего воспитания приобретают зримую реализацию в поведении сына или дочери.

--

Отрывок книги Как и почему лгут дети? Психология детской лжи был официально предоставлен издательством <Питер> сайту www.sympaty.net - Красивая и Успешная.

Все права на книгу принадлежат издательству <Питер>

Книгу можно приобрести на сайте издательства.

 Версия для печати

 

Другие обзоры этого раздела

Где они - верные жены и подруги?

(Психология отношений) Трещина в нашем браке появилась, когда жену уволили с работы по сокращению. И хотя я зарабатывал нормально, чтобы хватало на семью, она очень переживала и пыталась найти другую работу. Но поскольку жена сидела дома с дочкой до трех лет, то растеряла связи и квалификацию, поэтому найти то, что хотела, не удавалось, а на меньшее она не соглашалась. Я ее поддерживал, предлагал пойти учиться, только она все равно ругалась, скандалила, а потом начала выпивать...

 

Чем занять ребенка летом: изобилие вариантов!

Главный вопрос на повестке дня у каждой мамы: чем занять ребенка летом? К сожалению, родители не могут уйти на каникулы на три месяца и посвятить все время любимому чаду. А так не хочется, чтобы единственным его занятием летом было безделье... «Красивые и Успешные» мамы знают - отдыхать можно интересно и с пользой! Сегодня мы советуем, чем занять ребенка летом: подарим новые идеи и напомним известные, но забытые способы Сразу скажем, что среди наших вариантов есть и такие, которые...

 

Как приучить ребенка к порядку

Каждая мама в меру своих сил борется с этим : разбросанные по квартире звери и куклы, вечно попадающие под ноги фломастеры, фигурки из киндер-сюрпризов в самых неожиданных местах... Только разложишь все по местам, пока чадо спит, как меньше чем через полдня все горизонтальные поверхности в квартире, включая пол, снова заняты...

 

РСР - РССРёР, Рё ССР СРРСРР! (РСРРРРРС СРРСРё)

РСР РРРРССС РР РСРРСССРРРРРССРё Р СРРСР, РР РРР РРСРРёСРРРёР РСРРСССРРРРРССРё С СРРССРРРРРРР РСРР РРРРРРР РРРРСС. РРРРР РСРР СРРРРёРРё РР СРРСРСРРРёС, РРРС РСРРРРСРР РРССРРР РР РРРРРР РСРРСРРРР РРР РСССР. РР СРРСРР Рё РРРРР, ССР РРРРРРРСС РР ССРСРС Рё РСР РР СРРСР, РР РСРё ССРР РёРРРРРёСС СРРС РРёРРС СРРРССРРРР РР СССРРРёРСС. РРСРРРСРР РРСССРР РР РСРСРёРРР РРР СРРРСС Рё РРРРР РРССР РРРР РР ССРСРРСС РёСРРСС. Р РР ССРСРР РРРРС, Рё РРРРёРРС, ССР РССРРР Р РРёРРРё СРССРРССС...

 

РССС РёСРРРРРёСРРСРСР РРёСС, Р РРРёРРРСРР РРС - ССР РРРРСС? (РРРССРССРСРёС ССРёССР)

РРССРРССРёР СРёССРСРёС: РСРРёРРСРР СРРРРР, РР СРСРРРёС ССРР РСРёССРРРРС РРРёРРРСС Р СРРРРСР 5000 ССРРРР Р РРССС. РСРС СРРРРРР РСРёСРёРРСРР РР СРРРСРРС, РР РРРРёРРРССС РРРРРССРСРРР РРССРРСРРСССС Рё РРРСРёС РРРёРРРСС СРРСРР РР СРРССРРРРРРС РРРРРРёС. Р СРРСРРСССРРёРё С РРРРРРСР РРРРРСРР СРРРёСРРРё РРСРРРС СРРРСРРСС СРРРёС РРСРРРССРРРРРРСРРёС РРСРР...

 

Все обзоры в разделе